Экономика и жизнь,
24 декабря 1999 г.
Тысяча и один честный способ, чтобы не заплатить клиенту 699 просмотров
Не меньше цены услуги любого потенциального клиента интересует, получит ли он выплату, если страховой случай все-таки произойдет. Не рассматривая вопроса о финансовой надежности страховщика, остановимся на законных основаниях, при которых клиент лишается страхового возмещения.
В главе 48 “Страхование” ГК РФ предусмотрены освобождение страховщика от выплаты (ст. 962-965) и отказ в выплате (ст. 961). Однотипные, на взгляд обывателя, формулировки имеют для клиента различные последствия. Термин “освобождение от выплаты” означает прекращение обязательств страховщика. Но обратите внимание: речь идет не о прекращении всего договора, а о том, что в силу закона, то есть автоматически, страховщик освобождается от выплаты (полностью или частично) по произошедшему страховому случаю. Оснований же для этого в ГК достаточно.
Например, п. 3 ст. 962 предусматривает освобождение страховщика от возмещения убытков, возникших из-за того, что страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер для уменьшения возможных убытков.
Основания для освобождения страховщика от выплаты, указанные в статьях ГК, не являются исчерпывающими, поэтому в договоре страхования могут быть предусмотрены и другие. Хотя расширение их круга конечно же не в интересах клиента.
В отличие от освобождения от выплаты, когда автоматически прекращается исполнение обязательств страховщика по данному страховому случаю, его право отказать в выплате имеет другую природу. При наличии оснований, указанных в ст. 961, страховщик имеет возможность выбора: возместить ущерб или же отказать. В этом случае страховое обязательство не прекращается, и выплата все-таки может быть произведена.
Например, согласно ст. 961 страхователь или выгодоприобретатель по договору имущественного страхования, после того как им стало известно о наступлении страхового случая, обязаны немедленно или в установленные договором сроки уведомить об этом страховую компанию. Неисполнение этой обязанности дает страховщику право отказать в выплате, если заинтересованной в получении возмещения стороной не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о страховом случае из других источников, или отсутствие у него таких сведений не могло сказаться на его обязанности выплатить возмещение. Таким образом, если о наступлении страхового случая страховщик узнал от клиента на третий день после его совершения вместо положенных по договору двух, то он может отказать в выплате, а может и возместить ущерб. В такой ситуации клиенту обычно идут навстречу.
Дополнительные основания для возникновения права страховщика отказать в выплате, как и в случае с освобождением, могут быть предусмотрены в договоре. И надо сказать, страховщики этим очень широко пользуются, включая в договоры многочисленные перечни с основаниями для отказа в выплате.
Но и это еще не все. И освобождение, и отказ в выплате помимо необходимости их документального подтверждения страховщиком носят явно негативный по отношению к клиенту характер. И не исключено обжалование в суде такого решения страховщика. Как говорят юристы, эти дела зачастую имеют судебную перспективу.
Естественно, любой страховщик заинтересован не доводить конфликт до суда. Поэтому наиболее опытные страховщики поступают так: не раздувая перечень оснований для освобождения или отказа в выплате, они чрезвычайно подробно описывают исключения из страховых случаев.
Поясним на примере. Договор страхования имущества (допустим, дачи) относит к застрахованным рискам и взрыв. Однако в разделе исключений из страховых случаев обозначено: таковым не считается взрыв, произошедший в результате применения гранат, мин и других орудий войны. Но позвольте, окружающая нас действительность показывает, что именно эти средства и применяются в подавляющем большинстве случаев.
В итоге имеются все основания не признавать произошедшее событие страховым случаем. Следовательно, ни о какой выплате не может быть и речи. “Хитроумная” конструкция с исключениями из страхового случая сводит на нет эффект по страхованию имущества от ущерба в результате взрыва. Клиента вряд ли устроит готовность страховщика компенсировать ущерб, возникший из-за взрыва банки с прокисшими огурцами.
Подводя итог, настоятельно советуем страхователям внимательно изучать всю “отказную” триаду: основания освобождения и отказа от выплаты, а также исключения из состава страховых случаев. Только тогда картина для вдумчивого клиента будет действительно полной.
Д. СУЕТИН, эксперт “ЭЖ”
Вся пресса за 24 декабря 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
18 ноября 2025 г.

|
|
Бизнес online, Казань, 18 ноября 2025 г.
«Очевидно, что они не намерены платить выкуп»: ВСК 7-й день не может оправиться от кибератаки

|
|
Финмаркет, 18 ноября 2025 г.
Уровень возбужденных дел по признакам страхового мошенничества снижается с начала 2025 г.

|
|
Урал-Пресс-Информ, Челябинск, 18 ноября 2025 г.
Пострадавшие пассажиры автобуса, врезавшегося в опору моста, получат компенсацию (сколько и когда)

|
|
РБК (RBC.ru), 18 ноября 2025 г.
В Думе решили не давать губернаторам право исключать страховщиков из ОМС

|
|
cbr.ru, 18 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
cbr.ru, 18 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
КонсультантПлюс, 18 ноября 2025 г.
ДМС: суды сочли, что клиника в ряде случаев может отступить от условий гарантийных писем

|
|
Авторадио, 18 ноября 2025 г.
В России вырос интерес к краткосрочным полисам ОСАГО

|
|
ТАСС, 18 ноября 2025 г.
ГД приняла во II чтении проект о медпомощи по ОМС в Донбассе и Новороссии

|
|
Тверское информационное агентство (ТИА), 18 ноября 2025 г.
В Тверской области выплаты по автострахованию выросли на 15%

|
|
РИА Новости, 18 ноября 2025 г.
Госдума приняла законопроект об ОМС для трудовых мигрантов

|
|
Газета.Ru, 18 ноября 2025 г.
Сбер планирует нарастить долю на рынке страхования

|
|
Лента.Ру, 18 ноября 2025 г.
Греф рассказал о проактивных звонках СберСтрахования пострадавшим в Курске клиентам

|
|
Дума ТВ, 18 ноября 2025 г.
Госдума приняла во II чтении проект о передаче полномочий страховых компаний территориальным фондам

|
|
Финмаркет, 18 ноября 2025 г.
Банк России отмечает стабилизацию в сфере противодействия страховому мошенничеству при росте ряда тревожных тенденций

|
|
Regnum, 18 ноября 2025 г.
Греф раскритиковал страховщиков с низким уровнем выплат

|
|
Интерфакс, 18 ноября 2025 г.
Банк России отмечает стабилизацию в сфере противодействия страховому мошенничеству

|
 Остальные материалы за 18 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|